Укрепление Ци и Сухожилий

Укрепление Ци и Сухожилий

Цзин и ци. Китайское слово цзин имеет несколько значений. В функции определения оно переводится прилагательным со значением «отборный», «чистейший», «самый лучший»,»четкий»»поверхностный», и т. п. В качестве подлежащего, дополнения или именной части связочного сказуемого цзин указывает на чистую и самую отборную часть или фракцию вещества — «чистейший экстракт», «квинтэссенция».»концентрированность». В современных работах о даосизме понятие цзин в функции именного члена предложения часто переводят как «семенная жидкость», соотнося его с одним из жидкостных секретов мужского организма — спермой. Такой перевод понятия цзин, ставший почти нормой, вряд ли можно признать адекватным, по меньшей мере — для памятников, относящихся к ранним организованным школам даосизма. Принципиальная неоправданность последнего варианта перевода объясняется особенностями даосского восприятия мира. Во-первых, в рассматриваемых источниках не мироздание повторяет физиологию и анатомию человека, а сам человек является космосом со всеми его атрибутами. Понятие цзин описывает именно космическое измерение человека. Космос же — это арена действия мировых сил, среди которых никакой «спермы» нет, хотя цзин, несомненно, присутствует.

 

Перевод цзин как «семенная жидкость» является переносом явлений микрокосма на все мироздание, что не соответствует ни идеологии, ни терминологии антропологического космоса, представленной и в «Книге Желтого дворика», и во многих других даосских письменных памятниках рассматриваемого периода. Во-вторых, «семенная жидкость» наличествует, строго говоря, в природе отнюдь не любого представителя рода человеческого, а лишь у маскулинной его части, в то время как цзин имеется как у мужчин, так и у женщин. Многие даосские методы периода Шести династий были ориентированы на женщин. Достаточно вспомнить, например, что именно женщины стояли у истоков учения Шанцин, а «внутренний» вариант «Хуан тин цзина» рассматривается некоторыми китайскими специалистами как сочинение, указывающее путь подвижничества именно для женщин. В даосских источниках, излагающих теорию «внутреннего пространства» человеческого тела или объясняющих связь между человеком и космосом, понятие цзин указывает на жидкостное иньское начало в человеке. В «Книге Желтого дворика», как и в сочинениях школы Шанцин, мироздание рассматривается в качестве арены взаимодействия двух противоположных начал — инь и ян, и в этом отношении даосские книги нисколько не отходят от представлений, характерных для самых ранних памятников китайской культуры.

 

В даосском антропологическом космосе репликами этих полярных, но дополняющих друг друга сил являются цзин и ци. Цзин обозначает жидкостное начало человека и соотносится с инь. Ци — воздушное, эфирное начало микрокосма — соотносится с ян. Именно в этих значениях ци и цзин чаще всего встречаются в даосском тексте периода Шести династий. Разумеется, за словом цзин сохраняются и все другие его значения — и определение «отборный», и именное значение «чистейшая эссенция», и даже «семя», но все они реализуются лишь как частности и лишь в ограниченном круге контекстов. Основные же контексты даосских сочинений III—VI вв., посвященные главным образом антропологическому космосу, в подавляющем большинстве случаев используют понятие цзин именно в значении реплики иньского начала, противопоставленного эфирному янскому началу, обозначаемому как ци. В организме человека цзин указывает на все жидкостные секреты — проявления влажного иньского начала. Несомненно, что один из этих секретов — это «семенная жидкость», и это значение за понятием цзин тоже сохраняется, но оно не характерно для даосских сочинений периода Шести династий. Данное значение реализуется в памятниках иного рода — традиционная китайская библиография относит их к медицинским сочинениям. Первейшее назначение таких книг, на которые особенно часто ссылаются в работах, посвященных даосизму (сочинения рубрики «искусство внутренних покоев», фан-чжун шу), состояло вовсе не в объяснении методов, которые превращают человека в сяня, а в том, чтобы научить молодых людей должным и правильным взаимоотношениям на брачном ложе.

 

Кроме этого, в сочинениях организованных школ даосизма III—VI вв. понятие цзин нередко обозначает и конкретные формы иньского начала в человеке — слюну или пот, упоминание о которых довольно часто встречается в описаниях даосских визуальных упражнений. Кроме того, у слова цзин есть еще одна устойчивая коннотация. Цзин — это иньское начало не только человека, но и Земли как части триединого мироздания. Соотносясь с Землей, понятие цзин приобретает и выраженную негативную эмоционально-оценочную нагрузку. Как все вещи стремятся к своему истоку, так и иньское начало Земли всегда пытается уйти в Землю. Находясь внутри человека, оно также ведет его к скорейшему возвращению в землю, т. е. к смерти. Цзин в данном контексте — это реплика иньского начала, но не чистого инь Небес, благодатного и нужного человеку, а мутного и темного инь Земли, ведущего к смерти. Выражение же цзин ци в рассматриваемых источниках реализует два основных значения. Во-первых, оно может указывать на две главные мировые силы антропологического космоса инь и ян, репликой первой является цзин. Такое значение выходит на первый план в грамматических конструкциях, где существительные цзин и ци являются равноправными однородными членами предложения. Во-вторых, выражение цзин ци может указывать на духовную, нематериальную часть силы инь, некое иньское дыхание. Это значение реализуется в тех конструкциях, в которых цзин является определением к существительному ци. В нашем случае цзин ци имеет второе значение, а потому мы и переводим его как «дыхание-ци, состоящее из цзин» или «иньское дыхание-ци». Попутно заметим, что при выборе между этими значениями грамматический анализ далеко не всегда помогает, и очень важной составляющей, обусловливающей выбор варианта перевода, является анализ контекста… Помимо всего вышесказанного, контекст пространства тела, а конкретно мышц, так же, может быть обозначен понятием цзин. В ключе их жидкой составляющей (инь качества) и вытекающим кинематическим свойствам: инерция, набухание-расширение, застой-покой…

 

Канон укрепления сухожилий.

 

Общие положения:

  1. Общий настрой и настрой на занятие. Обязательно нужно проникнуться духом оптимизма. Заниматься в бодром и хорошем настроении, веря в успех. Китайская традиция, так же как и наша, связывает здоровое тело со здоровым духом. Заниматься нужно систематически и постоянно, а не «три дня ловить рыбу, а два сушить сети». Не прерывайте занятий, как только почувствуете, что окрепли, бросив их, вы вернетесь к тому, с чего начинали.

 

  1. Расслабление и напряжение. Во время выполнения упражнений очень важно не только научиться правильно чередовать расслабление с напряжением отдельных групп мышц и сухожилий, но и освобождаться от психологического напряжения, отключаться от всех раздражителей. Специфика упражнений заключается в плавном переходе, от состояния расслабления к внутреннему напряжению мышц, в тесной координации с работой органов дыхания, что способствует увеличению и накоплению силы в организме, улучшает кровоснабжение мышц и усиливает кровообращение. Поэтому, выполняя упражнения, надо быть предельно внимательным к точному следованию всем требованиям. Расслабившись, не впадайте в состояние сомнамбулы, напрягшись, не затвердевайте в этом состоянии, подобно окоченевшему трупу.

 

  1. Сосредоточение внимания на «дань-тяне». Расслабив мышцы, естественно и без внутреннего принуждения, как бы ненароком, сосредоточьте свое внимание на «дань-тяне». Слишком большое сосредоточение внимания, вызовет состояние напряженности и может повредить вам. Переключение на «дань-тянь» помогает перейти на брюшной тип дыхания, при котором усиливается кровообращение во внутренних органах, обеспечивается отток крови от головы и из грудной клетки вниз, что способствует увеличению устойчивости, нормализации кровяного давления и обретению бодрости. Пожилым и старым людям это поможет избавиться от возникающего у них недостатка кровоснабжения в нижней части тела.

 

  1. Дыхание. Дыхание животом должно быть не напряженным и естественным. Люди пожилые или ослабленные, должны мягко укорачивать дыхание, то есть чаще и плавно чередовать вдохи и выдохи. Однако чрезмерно часто дышать нельзя, так как это может неблагоприятно сказаться на работе внутренних органов. Если при выполнении упражнений вы почувствуете стеснение в груди, неприятные ощущения в животе, пояснице или конечностях, это означает, что вы еще не скоординировали движения и переход от расслабления к напряжению с работой органов дыхания. Проверьте себя еще раз, как вы расслабились, правильно ли дышите животом, передвиньте немного вправо или влево талию, откорректировав положение позвоночника, сделайте пару глотков горячей воды.

 

  1. Гигиена. Одними упражнениями здоровье не укрепить. Поэтому надо придерживаться определенного режима сна, работы и отдыха. Желательно кушать в одно и то же время; умеренно употребляя еду и питье; не переедайте. Конечно, было бы лучше совсем отказаться от курения и употребления алкоголя. Вставать лучше всего на рассвете (особенно это актуально в длинные световые сутки), принимать солнечные или воздушные ванны, умываться или обливаться холодной водой. Одежда для занятий должна быть просторной, чтобы не стеснять движений, и, чтобы, вспотев, вы не простудились. Заниматься лучше на свежем воздухе. В спокойной обстановке и в кругу единомышленников..

 

История происхождения «Канона» неизвестна. Одни приписывают авторство обще-буддийскому патриарху Бодхидхарма, который прибыл в Китай из Индии около 520 г. н.э. и поселился в монастыре Шаолинь, где и придумал данную систему для тренировки монахов. Также есть версия, что система родилась в недрах народа и имеет народное происхождение. Однозначно можно говорить только о том, что упражнения эти очень древние и передавались из поколения в поколение, как один из методов подготовки воинов. Целью упражнений «Канона» является активизация, развитие и укрепление слабых или дряблых мышц и сухожилий. Регулярные занятия делают их эластичными и сильными. Все упражнения разделены на три ступени: в первой ступени — 8 упражнений, во второй — 4, в третьей — 2 упражнения. Первая ступень для старых и слабых, вторая — для молодых, третья ступень — готовит силачей.

 

Техника выполнения упражнений:

  1. Начинать занятия надо с первого упражнения первой ступени. Упражнение выполняется на 9 выдохов и вдохов. Дыхание должно быть медленным и ровным.

 

  1. Освоив первое упражнение на 9 дыханий, добавляется еще 9 дыханий, и так до 81. Освоив первое упражнение до 81 дыхания, добавляется второе упражнение, которое так же начинается с 9 дыханий и постепенно доводится до 81. Затем добавляется третье упражнение и т.д. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

 

  1. При выполнении упражнений зубы должны быть сомкнуты, губы, наоборот, расслабленно разомкнуты, язык касается кончиком нёба в области верхних зубов. В китайской медицине считается, что при этом замыкаются меридианы, по которым циркулирует энергия «ци».

 

  1. С каждым выдохом нужно усиливать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы – «использовать мысль, а не силу». В первые две, три недели начинающий может чувствовать усталость и слабость – происходит потеря старой силы. Затем начинается накопление новой, и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

 

  1. При вдохе представлять, что воздух опускается вниз живота, в точку, — на три пальца ниже пупка. Эта область называется «дянь-тянь» и считается сосредоточением жизненной силы. Большое значение в системе придается мысленному контролю за дыханием.

 

  1. Заниматься следует от 1 до 3 раз в день, минимум через час после еды.

 

  1. После каждого упражнения следует расслабиться, сделать несколько шагов и помассировать работающие мышцы. Хотя в другом источнике утверждается, что, переходя от одного упражнения к другому, останавливаться не следует, чтобы не сбрасывать накопленность «ци».

Система настолько древняя, что, пройдя через века практически не видоизменилась. Успех в практике,сильно зависит от личной заинтересованности…

 

Первая ступень.

 

Упражнение 1.

И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сжаты в кулак, но большие пальцы отогнуты и касаются бедер сбоку. С каждым выдохом усиливать степень сжатия кулаков, при вдохе удерживать достигнутое натяжение. Грудь не выпячивать, плечи остаются расслабленными.

 

Упражнение 2.

И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони параллельно полу, пальцы левой руки направлены влево, пальцы правой — вправо. При вдохе натягиваем кончики пальцев на себя, при выдохе давим основанием ладоней вниз. С каждым циклом (вдох-выдох) напряжение мышц усиливается.

 

Упражнение 3.

И. п. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, ладони располагаются перед лицом, как бы отодвигая от себя препятствие, при этом большие и указательные пальцы попарно соприкасаются, образуя треугольник. Взгляд направлен в центр этого треугольника. При вдохе пальцы оттягивать внутрь, при вдохе давить перед собой. Очень важно сохранять спину «медвежьей», избегая сведения лопаток.

 

Упражнение 4.

И. п. ноги на ширине плеч, руки развести в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вверх. При каждом выдохе надо напрягать руки всё сильнее, как будто на ладонях лежит груз, вес которого возрастает с каждым циклом (вдох – выдох).

 

Первые 4 упражнения значительно усиливают силу кистей. «Иметь мягкие кости и гибкие мышцы, но уметь сжимать крепко», так написано в древней книге «Дао дэ цзин». Считалось, что подобное качество присуще ребенку и теряется с возрастом. Вернуть его в зрелые годы — означало отодвинуть старость и предупредить болезни.

 

Упражнение 5.

И. п. ноги на ширине плеч, ладони плотно смыкаются на уровне груди, большие пальцы касаются тела, остальные обращены строго вверх. Локти подняты горизонтально. При вдохе локти растягивают в стороны, но не за спину. При выдохе сводят ладони вместе и надавливают ими друг на друга. Движения выполняются с напряжением мышц и заканчиваются с разведенными ладонями. Упражнение динамическое и каждое следующее отведение локтей производится чуть дальше, надо избегать сведения лопаток, растягивая спину вместе с лопатками. Упражнение благотворно воздействует на бронхолегочную систему.

 

Упражнение 6.

И. п. ноги на ширине плеч, руки развести в стороны на уровне плеч, ладони направлены от себя. При вдохе натягиваем на себя пальцы, при выдохе давим основаниями ладоней, как бы раздвигая стены воображаемого коридора. Плечи должны оставаться опущенными. Упражнение увеличивает силу рук. Регулярные занятия этим упражнением позволяют рукам стать «господами силы, способными опрокинуть гору и взбаламутить океан».

 

упражнение 7.

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, и соединить большие и указательные пальцы треугольником, голова запрокинута, глаза смотрят в центр этого треугольника. На вдохе зубы плотно сжимать, на выдохе раскрывать рот. С каждым выдохом отталкивать ладонями «небо» все выше. Важно, чтобы спина оставалась расправленной, без прогиба, а руки находились точно над собой, создавая строго вертикальное усилие от опоры к небу. Развивает силу в плечах, избавляет от неприятного запаха изо рта.

 

Упражнение 8.

И. п. ноги на ширине плеч. На выдохе наклониться вниз, опуская руки к земле. На вдохе подняться в и.п., «вытаскивая» расслабленные руки с помощью поясницы. Каждый следующий наклон должен быть немного глубже. Если усталость не чувствуется, тогда можно повторить до 81 выдоха-вдоха. При избытке жира в области живота, упражнение способно сделать талию тоньше. Что касается постановки ног, то здесь информация различна. В одних источниках пишут — ноги на ширине плеч, в других — пятки вместе, носки врозь…

 

Вторая и третья ступени.

 

Вторая ступень. Упражнение 9.

И. п. ноги на ширине плеч, правую стопу отставить вправо на шаг. Корпус наклонить вправо так, чтобы голова проецировалась на правое колено. Правую руку поместить за спину — ладонь смотрит вверх, левую руку согнуть дугой и поместить перед головой — ладонью наружу. Голова повернута вправо, стараться увидеть левую пятку. Встав в эту стойку, плотно соединить зубы, и выполнять дыхания. Данное упражнение представляет «правое сложение костей», аналогично оно выполняется и влево. Длительная практика позволяет избавиться от поясничных болей.

 

Упражнение 10.

И.п. ноги как в предыдущем упражнении, но корпус надо держать прямо. Правую руку со сжатым кулаком, поместить над головой. Голова откинута, взгляд направлен в центр правой ладони. Шея напряженно вытянута. Левая рука, со сжатым кулаком опущена вниз, центр ладони обращен назад. Прикус зубов плотный. Аналогично выполнять в левую сторону. Упражнение полезно при толстой шее.

 

Упражнение 11.

И.п. как в предыдущем упражнении. Правая рука над головой, ладонь повернута вверх, пальцы отогнуты вниз. Левая кисть над левым бедром, центр ладони смотрит наружу. Упражнение позволяет избавиться от поясничных болей и усиливает эффект «сложения костей» (упр. 9). Аналогичным образом выполняется влево.

 

Упражнение 12.

И.п. тело выпрямлено, ступни на расстоянии 40 см, руки на поясе. Медленно присесть до горизонтального положения бедер, пятки при этом отрываются от земли. Подниматься и приседать до 81 дыхания. Приседая — выдыхают, вставая — вдыхают. Длительная тренировка делает шаг устойчивым. Упражнение укрепляет ноги, препятствует старению. «Человек стареет, ноги стареют раньше» — так говорили в древности.

 

Третья ступень. Упражнение 13.

И. п. стоять прямо, ступни на расстоянии чуть больше 30 см, руки за спиной. Правая кисть сжата в кулак, левая сжимает правое запястье. Колени чуть согнуты, глаза смотрят горизонтально, анус подтянуть, мошонку слегка подобрать, зубы в плотном прикусе, кончик языка касается неба. Выполняют непрерывно 81 выдох-вдох. Дыхание мысленно проводить до «дянь-тянь». В этом упражнении большое внимание уделяется мысленному контролю за дыханием, которое служит «накоплению энергии ци». «Дыхание — государь, мышцы и кости — министры» — написано в древней книге. «Накопление ци» проявляется общим тонизирующим эффектом.

 

Упражнение 14.

И.п. из положения упора руками в пол, опускают и поднимают тело с выдохами и вдохами — 81 раз. Вес концентрируется на кистях. Для менее подготовленных можно использовать вариант упражнения с подъемом и опусканием таза. Первоначально опираются на ладони, а после достаточной тренировки на кулаки, затем на пальцы, которые при хорошей подготовке ставятся так, что ногтевые фаланги перпендикулярны полу. Постепенно число опорных пальцев уменьшают до одного большого. Главное в упражнении — постепенность увеличения нагрузок. Упражнение развивает мышцы рук и пальцев.

 

В основном, данный комплекс предназначен для «поддержания здоровья здоровых». При наличии каких-либо острых или хронических заболеваний может использоваться только после консультации с врачом. Основной принцип «Канона» — объединение движения с дыхательными упражнениями с учетом ментального, осознающего начала, с обращением в «дянь-тянь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *