Три конституции человека

Три конституции человека

Причина всех заболеваний кроется в нарушениях равновесия между тремя регулирующими системами организма, обозначенных как Желчь, Слизь и Ветер. Их называют конституциями, или доша.

«Пока в доша нет изменений, они не проявляют себя как причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, они делаются сутью болезней». «Не бывает болезней, не вызванных доша»(«Чжуд-Ши», Тантра Объяснений).

Этот основополагающий принцип явился итогом длительных наблюдений, в результате которых было обнаружено, что не все люди одинаковы и что существуют определенные группы людей со схожими чертами характера, пристрастиями в еде, образом жизни, мыслей, поведением, физическими и внешними данными. Так, эмпирическим путем, все люди были разделены на три группы. В этом тибетская медицина восприняла опыт аюрведической школы и ее концепцию о трех доша, или первоосновах жизни – Вата, Питта и Капха. С другой стороны, нетрудно заметить аналогию с классификацией Галена-Гиппократа, согласно которой люди делятся по своему психотипу на четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Холерики соответствуют типу Желчь, флегматики и меланхолики – типу Слизь, а сангвиники – типу Ветер. Однако тибетская медицина пошла дальше античной, соединив психотипы с физиологией. Для каждой группы людей она выяснила, какое у них пищеварение, цвет кожи, мочи, какой пульс и какая кровь, как связаны эти типы с возрастом и какие заболевания характерны для каждого из них.

 

Так, для легко возбудимых, подвижных людей худощавого телосложения (Ветер) характерными оказались заболевания, связанные с возбуждением или угнетением нервной системы, склонностью к депрессии, нарушению сна. Для раздражительных, вспыльчивых и решительных людей с горячим и плотным телом (Желчь) характерны сердечнососудистые заболевания, болезни желчевыводящих путей и пищеварительной системы в целом. Для медлительных, массивных, терпеливых и добрых людей с прохладной кожей и отечными суставами (Слизь) – нарушения обмена веществ, болезни суставов, аллергии, астма, опухоли, сахарный диабет, ожирение, зоб и т. д. Все это имело огромное значение для установления причин заболеваний. Диагностическая наука в тибетской медицине развивалась накопительным, эмпирическим путем на основе практического опыта. Этот процесс был длительным, но при этом максимально продуктивным. И сегодня мы можем видеть, что в то время как на «западе» количество хронических больных нисколько не уменьшается с годами, в Тибете, стране с куда более низким уровнем благосостояния, продолжительность жизни оказывается весьма высокой. То же касается и Китая. Тем более неубедительно звучат возражения о том, что население современных западных стран – это в основном жители крупных мегаполисов с их неблагоприятной экологической обстановкой, где жизнь полна проблем и стрессов. Восточная медицина позволяет жителям «востока» сохранять здоровье, противостоять стрессам и жить долгой, счастливой жизнью.

 

Остановимся на трех конституциях более подробно. Конституция Желчь снабжает организм энергией, анатомически включает в себя печень и желчный пузырь. Эта конституция отвечает за жизненное тепло, обеспечивает процесс пищеварения, придает человеку решительность, энергичность, активность.

«От желчи зависят чувство голода, жажды, питание, пищеварение, тепло, цвет, храбрость и ум» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений).

Возраст наибольшей активности этой конституции – 25–60 лет, т. е. период наибольшей активности, работоспособности и творческой реализации человека.

 

Конституция Слизь включает в себя слизистые органы и поверхности, эндокринную и лимфатическую системы. Слизь отвечает за обмен веществ, гормональную регуляцию, процесс роста организма и его сопротивляемость инфекциям. Она «телу и душе дает крепость, насылает сон, придает терпеливость, делает суставы прочными, а тело – мягким и жирным» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений). Конституция Слизь соответствует процессу роста и развития организма, который наиболее активно происходит в детские годы. Поэтому возраст конституции Слизь – детство. Конституция Ветер осуществляет нервную регуляцию организма, включает в себя центральную и периферическую нервные системы. Это главная конституция, которая «управляет всем телом» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений). Ветер определяет характер протекания всех биохимических процессов в организме, скорость циркуляции физиологических жидкостей (крови, лимфы, межклеточной жидкости), регулирует сокращения мышц, функции органов чувств, мыслительную активность, продвижение пищи по желудочнокишечному тракту, процесс дыхания, выведение мокроты и нечистот (кала, мочи), а также спермы и менструальной крови. Возраст Ветра – пожилые годы. В этом возрасте человек становится наиболее ранимым, эмоционально нестабильным и подверженным нервным расстройствам.

 

Все три конституции присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них, как правило, доминируют . Этим определяется конституциональный тип человека, определяющий его внешность, черты характера, склонности и предпочтения, физические особенности, характер протекания физиологических процессов в организме и, наконец, предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Так, люди Желчи обычно отличаются плотным телосложением, красноватым цветом лица и решительным характером. Поскольку конституция Желчь имеет природу жара-Ян (ее называют «кипящей», «бурлящей», «воинствующей»), в основе конституции Желчь лежит стихия огня. Желчь в тибетской медицине – это то же, что и кровь, так как она всегда содержится в крови, распространяясь по сосудам, проникает во все области организма и определяет темперамент человека. Люди этого типа практически не болеют простудными заболеваниями. У них горячие руки и ноги; кожа теплая и шершавая на ощупь, подвержена раздражениям, появлению прыщей, сыпи; моча с насыщенным желтым цветом, сильным запахом и испарениями. Кровь густая, горячая, темная, быстро свертывается, что представляет особую опасность развития сердечнососудистых заболеваний (инфаркт, инсульт). Людям Желчи почти всегда жарко, они много потеют, жару переносят с трудом; по ночам могут просыпаться от жажды или ощущения жара. Нередко они вспыльчивы, легко впадают в гнев, бурно переживают как позитивные, так и негативные эмоции. При этом они предприимчивы, честолюбивы, обладают высоким интеллектом и сильной волей, любят во всем лидировать. По классификации Гиппократа это холерики (от греч. сhоlе – желчь), гиперстеники.

 

В противоположность им люди Слизи имеют крупное, рыхлое тело с округлыми формами. Кожа у них бледная и прохладная, характер спокойный и уравновешенный. Несмотря на большой вес, они всегда мерзнут и плохо переносят холод. Потому, что основу их конституции составляют стихии земли и воды, имеющие природу Инь-холода. Эти люди доброжелательны и миролюбивы, стараются избегать конфликтов. Веки у них часто припухшие, суставы отечные и тугоподвижные, моча светлая, со слабым запахом. Кровь слизистая, тягучая, белесая. Люди Слизи терпеливы, невозмутимы и неторопливы, отличаются хорошей выносливостью и физической силой. В молодости они нередко склонны к перееданию. Так как конституция Слизь холодной иньской природы, то люди этого типа часто мерзнут, подвержены насморкам, бронхитам, простудам, аллергиям. Спят они долго, глубоко, по утрам с трудом просыпаются, долго остаются в постели. Работу предпочитают медленную, спокойную, даже монотонную. По классификации Гиппократа, конституции Слизь соответствуют флегматики (греч. рhlеgmа – слизь, мокроты) и меланхолики.

 

Люди Ветра разительно отличаются от людей Слизи: они не терпят рутины ни в чем – ни в работе, ни в личной жизни, ни в общении. Их основная характеристика – подвижность. Люди этого типа стремительно двигаются, быстро и много говорят, торопятся всюду успеть и все сделать как можно скорее, они нетерпеливы, эмоциональны, непредсказуемы и непостоянны как в характере, так и в поступках. Радость может быстро смениться грустью, веселость – депрессией. Как правило, они небольшого роста, худощавые; руки и ноги у них часто холодные, волосы тонкие, ломкие, кожа сухая, склонная к шелушению; моча прозрачная и почти без запаха. Кровь жидкая, водянистая, светлая. Пищеварение слабое, часто происходит вздутие и урчание живота, запоры. До глубокой старости люди-Ветры сохраняют свой юношеский вес, ведь энергия пищи у них быстро расходуется на энергию слов и движений. Они быстрее других людей утомляются, но так же быстро восстанавливают силы, стоит лишь слегка отдохнуть: тридцатиминутный сон или чашка горячего чая быстро приводят их в равновесие. Сон у них чуткий и беспокойный, обычно они рано встают и сразу же включаются в активную жизнь. Так же как и Слизь, конституция Ветер имеет природу холода – Инь, поэтому люди этой конституции подвержены простудам и не должны переохлаждаться. Чаще других «Ветры» подвержены беспокойству, нарушению сна, волнениям, нервным заболеваниям. Гиппократ называет таких людей сангвиниками (от лат. sanquis – кровь). Помимо этих трех, существуют также смешанные типы конституций: Желчь-Слизь, Желчь-Ветер, Слизь-Желчь, Слизь-Ветер, Ветер-Желчь, Ветер-Слизь и, наконец, уравновешенный тип – Желчь-Слизь-Ветер. Эти типы представляют собой комбинации трех основных. Конституциональный тип наследуется генетически, но подвержен изменению в зависимости от возраста, образа жизни и характера питания, а также вследствие заболеваний. Именно образ жизни и характер питания человека в первую очередь определяют состояние конституций Желчь, Слизь и Ветер, гармоничное или возмущенное, а значит, и состояние здоровья. Вот почему важно выяснить, чем питается человек и каков его образ жизни. «По тому, что больной ест и как он живет, можно сразу угадать ту или иную болезнь» («Чжуд-Ши», Тантра Объяснений).

 

Пример:

К врачу тибетской медицины обратились родители мальчика 7 лет, страдавшего хроническим ринитом и аденоидами 2й степени. Саша плохо спал по ночам, дышал только ртом, из носа постоянно выделялась слизь. Врачи, к которым они обращались до этого, выписывали различные капли от насморка, но состояние мальчика нисколько не улучшалось. Наконец родители решили обратиться за помощью к тибетской медицине. При опросе выяснилось, что мальчик (конституции Слизь, как по возрасту, так и по врожденному типу) в большом количестве пьет йогурты, соки из холодильника, в питании преобладают иньские продукты: фруктовые творожки, сладкие молочные каши со сливочным маслом, мясо курицы, макароны, картофель – все пресное, без приправ и почти без соли. При этом Алеша очень любит конфеты, сладости и газированные напитки. Осмотр показал, что ребенок не может дышать носом, дыхание хриплое, кожа белесая, влажная, увеличены шейные, подчелюстные лимфоузлы. Налицо было возмущение доши Слизь, которое привело к накоплению слизи в носовых ходах, которые в тибетской медицине называют «воротами легких». Впоследствии, по мере накопления слизи в бронхах, а затем и в легких, это с большой вероятностью могло привести к развитию обструктивного бронхита и бронхиальной астмы. Прежде всего родителям было строго рекомендовано исключить из питания ребенка иньские продукты, включая сырые овощи и фрукты и продукты из молока, и наоборот, добавить продукты, содержащие энергию Ян: курицу и свинину заменить бараниной, каши варить только на воде, газированные напитки заменить горячим чаем и имбирным напитком, сахар заменить медом. Пища должна была стать более яркой по вкусу, содержать согревающие приправы (имбирь, перец, лук; чеснок) и достаточное количество соли. Даже одна только корректировка питания в детском возрасте нередко дает очень хороший результат. Правильно назначенная терапия включает: согревающие процедуры (баночный массаж, прогревание) и фитопрепараты, повышающие уровень энергии в организме и выводящие избыточную слизь. Очень скоро в результате лечения у ребенка начали обильно отходить сопли, мокрота, и уже через 2–3 дня Алеша стал спать спокойно, свободно дыша носом. Но самое главное, что вовремя предпринятые меры предотвратили развитие страшной болезни – бронхиальной астмы.

 

Возмущение конституции Слизь происходит вследствие преобладания в рационе продуктов с холодной энергией Инь (молоко и молочные продукты и каши на молоке, сырые овощи и фрукты, сладости, хлебобулочные изделия, картофель, макароны и т. д.); употребления холодных напитков, остывшей, пресной, высококалорийной и жирной пищи; переедания; злоупотребления сладким и горьким вкусом; чрезмерного потребления жидкости; недостаточной физической и умственной активности, послеобеденного сна, внешнего охлаждения организма (ношение легкой, не по сезону одежды; купание в холодной воде; обливание холодной водой и т. д.). Возмущение Слизи характеризуется накоплением в организме жира (ожирение), лимфы (лимфостаз), воды и слизи (коллоида или мукоида). На ее основе развиваются болезни «холода»: бронхиты и бронхиальная астма, аллергии, болезни щитовидной железы, атеросклероз, раковые заболевания, болезни суставов, сахарный диабет (по иньскому типу), миомы матки, полипы слизистых оболочек внутренних органов (желчный пузырь, желудок, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь) и множество других заболеваний. «Слизь вообще „тяжела“, „тупа“, „прохладна“ и является основой всех внутренних болезней» («ЧжудШи», Тантра Наставлений). В эмоциональной составляющей людей типа Слизи преобладают грусть, печаль, задумчивость, переходящие в равнодушие, леность, отупение. К возмущению Желчи приводит злоупотребление острой, жареной, жирной, горячей, соленой и кислой пищей, алкоголем, а также перегрев организма вследствие пребывания на жаре и на солнцепеке. Большое значение имеет эмоциональный фактор – гнев, раздражительность, вспыльчивость, ревность, зависть и другие деструктивные эмоции.

 

Поскольку конституция Желчь имеет янскую природу, на ее основе развиваются болезни «жара». «Нет желчи – и жара не может быть», – написано в трактате «Чжуд-Ши» (Тантра Объяснений). Возмущение Желчи приводит к болезням печени и желчного пузыря (гепатиту, холециститу, холецистпанкреатиту, желчнокаменной болезни), а также является причиной развития сердечнососудистых заболеваний (ишемия, гипертония, варикозная болезнь, инфаркт, инсульт). Характерными осложнениями возмущения Желчи являются сахарный диабет (по янскому типу), остеоартрозы мелких суставов, подагра (у мужчин). Женщины конституции Желчь наиболее тяжело переживают критический возраст – климакс, который у них протекает с повышением артериального давления, сердцебиением, обильным потоотделением. Как правило, это женщины, страдающие миомами матки, возникшими по причине возмущения конституции Желчь. Возмущение конституции Ветер в первую очередь связано с разного рода привязанностями и страстями: любовной страстью, страстью к обогащению, достижению высокого социального статуса, привязанностью к домашним животным, любимому человеку, играм и т. д. Эти страсти и привязанности истощают нервную систему, приводят ее в состояние перевозбуждения, за которым следует ее полный упадок, депрессия. Вовторых, дисгармонию Ветра вызывают неправильный образ жизни и характер питания: голодание (невольное или добровольное, по несколько дней и даже недель) или длительное потребление малопитательной пищи, недостаточный сон, долгие разговоры на пустой желудок, утомление от тяжелого труда, сексуальные излишества, сильные переживания, горе, печаль, плач, тяжелые мысли и разговоры на неприятные темы, хаотичность мыслей, сдерживание естественных позывов или, наоборот, тужение. Третья причина – это охлаждение организма: внешнее (пребывание на ветру, под дождем, на холоде, купание в холодной воде и т. д.) и внутреннее (потребление холодной пищи, иньских продуктов, охлажденных напитков). Поскольку конституция Ветер (нервная система) занимает в организме главенствующее положение, ее возмущение может привести и к нервным болезням как таковым (остеохондроз, невриты, невралгии, параличи, парезы, нервные и психические расстройства) и к обострению болезней на основе преобладания конституций Желчи и Слизи.

 

Таким образом, возмущение Ветра может вызвать как болезни «жара», так и болезни «холода». «Ветер раздувает жар желчи, студит холод слизи… поднимает с места собравшиеся болезни, разбрасывает повсюду рассеянные болезни. Поэтому с ветра нельзя спускать глаз» («Чжуд-Ши», Тантра Наставлений). Людям Ветра нельзя «плыть по течению» своих страстей, а необходимо обуздывать свои страсти, порывистость характера, излишнюю эмоциональность, иногда легкомысленность и следует приучать себя к режиму. В народе говорят: «Все болезни от нервов», – и с этим нельзя не согласиться. Возмущение Ян-энергии и вслед за ним неизбежный спад энергии с переходом в состояние-Инь характеризуются множеством признаков, по которым опытный специалист сможет с уверенностью заключить, с возмущением какой конституции он имеет дело, находится ли она в состоянии – Ян или в состоянии – Инь, болезнь это «жара» или «холода». В том, что касается упражнений для здоровья и образа жизни, достаточно «питать сердце» и, прежде всего, искать в нем спокойствие. Это источник функциональной силы жизни. Лао-цзы говорил:

«Все без исключения вещи, несомненно, возвращаются к свои истокам, каковыми являются спокойствие и поиски нового. Спокойствие — это корень и константа жизни». Тот, кто постоянно остается спокойным, способен защитить свою жизнь от любой опасности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *