Переход сил Инь-Ян/Ян-Инь

Переход сил Инь-Ян/Ян-Инь

В природе существует два перехода сил: после весны (приблизительно 20 дней после весеннего равноденствия. И затем начинается межсезонье весна-лето) и перед зимой (приблизительно 20 дней после осеннего равноденствия. И затем начинается межсезонье осень-зима). Если представить зиму и лето, как сочетание образов/сил огня и воды, то становится очевидным, что их взаимодействие может быть радикальным. Поэтому так важно правильно, учитывая особенности перемен, приготовиться именно к этим двум сезонам. Вполне есть смысл взять «обет» или специальный комплекс упражнений, или сменить вид деятельности. А может быть посвятить это время личностной переоценке.

Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе все, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; все что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию — относится к Ян. Инь и Ян представляет собой конкретные формы, и как противоположные начала, они включены во все предметы и явления природы. Противоположность инь-ян не постоянна. Они не рассматриваются  застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь. Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и, при определенных условиях, каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя, и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти. В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.

При нарушении равновесия Инь-Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномалии или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира. Учение инь-ян легло в основу практической медицины Древнего Востока. Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всем его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

— все существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)

— Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы. Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д. Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

— Ян — верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов,

— Инь — внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.

Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи — жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Она изменяется, следуя природным законам Инь-Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет. Гармония Ци, равновесие Инь-Ян необходимы для нормального функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь-Ян. Теория Инь-Ян является способом описания и изображения перемен, способом актуализации ритмов жизни. Если мы рассмотрим сам символ Инь-Ян, мы увидим, что он отнюдь не статичен, а довольно подвижен, иллюстрирует постоянные ритмические перемены. В западной науке концепцию инь-ян соотносят с общими законами диалектики: единством и борьбой противоположностей (противоречий), переходом количественных изменений, отрицание отрицаний. Действие этих законов распространяется на все области бытия и мышления. Например, закон единства и борьбы противоположностей — ядро диалектики. Он служит источником возникновения любых объектов, в том числе материального мира и, в частности, технических систем. Закон характеризует одно из основных понятий тренировочного процесса — противоречие. Движение вниз на фоне движения вверх, опускание и поднимание, сжатие и растягивание.

По мнению китайских философов, вселенная образована из энергии Чи (Chi), которая является средством взаимодействия мировых сил Инь (Yin) и Ян (Yang). Силы Инь — символизируют Тьму, Холод, Зло, Покой, все отрицательное, плохое, женское начало. Силы Ян — символизируют Свет, Тепло, Добро, Деятельность, все положительное, хорошее, мужское начало. Силы Инь и Ян взаимодействуют, взаимопреодолевают и превращаются друг в друга. Постепенно нарастая одна в другой, они переходят стадию предела, когда преодоление одного начала сменяется преодолением другого. Затем начинается обратное движение. Этот процесс бесконечен, ибо движение во вселенной вечно. Идею вечного движения и борьбы противоположных начал воплощает известный графический образ Инь-Ян (монада) — темная и светлая доли круга. Если у человека есть энергия жизни, то его организм совершенная, самонастраивающаяся система, способная противостоять любым внешним нападкам. В древности врачи использовали при диагностировании такие термины, как Инь, Ян, Сюй («Недостаток»), Ши («Избыток») для описания динамического состояния организма. Термином Инь обозначались накопленные запасы энергии, Ян – ежедневно воспроизводимая энергия. Диагноз «Ян Сюй» («Недостаток Ян») означал, что энергии воспроизводится недостаточно, «Инь Сюй» («Недостаток Инь») – что организм использует стратегические запасы энергии. Нормально воспроизводимая энергия обозначалась термином «Сюэ Ци» («Кровь и Ци»), расход энергии обозначался термином «Хо» («Огонь»). Диагноз «Недостаток Инь и Сильный Огонь» говорил, что организм не восполняет энергию и активно расходует стратегические запасы. «Недостаток Инь и Недостаток Ян» – означал состояние организма, когда он в недостаточном количестве воспроизводит энергию, но и запасенной ранее энергии осталось мало. Другими словами, «Ци и Крови» недостаточно, организму скоро придется искать альтернативный источник энергии для обеспечения жизнедеятельности.

Выражение «Сюэ Ци Куцзе» («Кровь и Ци исчерпаны») означало, что человеку пришел конец, запасов энергии не осталось и новая энергия не производится. Если правильно толковать старинные термины, становится ясно, что никакой метафизики тут нет, это лишь непривычные для слуха современного человека обозначения. Здоровые люди редко обращаются к врачу, будь-то восточному или западному. Возможно, поэтому для врачей здоровые люди — эталон, к которому нужно стремиться. У них все нормально и кожа, и волосы, и органы, и режим дня. В восточной медицине это называется гармония, к ней и стремятся. Хорошо развитое и пропорциональное тело, розовая гладкая кожа, спокойный характер, высокий иммунитет. Когда энергетика человека падает, восточный врач видит изменения во внешности человека, его режиме дня, поведении.

Уровень «недостаток Ян» («ян сюй»)

Энергетика падает, причины могут быть простые: режим дня, привычка поздно ложиться и вставать, питание, иммунитет организма снижается. На уровне «ян сюй» человек часто болеет и справляется с болезнью, примером таких заболеваний может быть «простужаемость» и аллергия.

Уровень «недостаток Инь» («Инь сюй»)

Если падение энергетики и восстанавливаемой ян, вовремя не «разрулено», организм не справляется и переходит на еще более низкий уровень «инь сюй», и способности всего организма в целом к самовосстановлению и коррекции, снижаются. Защитные силы организма расходуются только на самые опасные для жизни заболевания и травмы. Энергетический запас организма истощается в режиме экономии. На этом уровне находится человек, который работает, выплачивая кредит, делая карьеру и тому подобное. К вечеру он чувствует себя много лучше, поскольку организм держит запас энергии все время, к вечеру, когда впереди отдых, энергетика как бы перезагружается. Диагноз на бытовом уровне можно передать фразой: «у него нет сил для болезней», но сам человек чувствует себя еще способным работать.

Недостаток инь и ян («Инь ян лян сюй»)

Если энергия продолжает бездумно расходоваться, а ее запасы не пополняются, то организм начинает активно пожирать стратегические запасы энергии (Хо). Недостаток инь и ян вызывает упадок сил и депрессию. Организм может использовать ци и кровь из мышечной и другой ткани. Как ни странно, лень, безразличие и апатия могут быть самым лучшим выходом для восстановления сил организма.

Уровень истощения энергии («сюэ ци куцзе»)

Когда энергетический запас исчерпывается и не восстанавливается, мы бы сказали: «силы покидают его». В этой ситуации могут выходить из строя отдельные органы человека. Один за другим. Суть проблемы заключается в правильном образе жизни. Если под вечер появляется ощущение накопившейся энергии, бессонница – это служит сигналом для того, что пора рано ложиться и рано вставать. Простукивать меридиан желчного пузыря. Способность организма к самовосстановлению, если ему не мешать, достаточно высока, человек начнет восстанавливать свою энергетику. За месяц можно почувствовать значительное улучшение. Энергия начнет восстанавливаться. За год можно восстановить энергетику до уровня «недостаток инь», достигнув уровня «недостаток ян» процесс восстановления пойдет медленнее. С точки зрения традиционной европейской медицины болезнь, неприятные симптомы не связываются с изменением уровня биоэнергетики человека, совершенно невозможно понять, что происходит, хорошо это ли плохо. На уровне энергетики «недостаток ян» заболевание или неприятные симптомы могут указывать как на подъем энергетики до уровня здоровья, так и падение вниз.

Критерием здоровья — является правильный образ жизни. При нарушении режима дня, перерасходах энергии организм заболевает, появляются неприятные симптомы. Но, когда при правильном образе жизни энергетика поднимается до уровня здоровья, восстанавливая органы, ткани и процессы, могут быть те же неприятные симптомы и симптомы болезни. Так повышенная температура показывает, что организм борется с инфекцией или заболеванием. В традиционной медицине уже не рекомендуют сразу давить температуру, снижая ее, а взять больничный, выспаться, отключиться от дел. Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, человек точно знает, когда он поступает себе во благо, а когда расходует энергию ради другой цели. Можно спорить с собой, что-то кому-то доказывать, но здоровье – это как раз тот случай, когда «себя не обманешь». Когда энергия падает, расходуются стратегические запасы инь, цвет губ и десен темнеет. Здоровый образ жизни через некоторое время приводит к восполнению энергии. Сначала розовеет средняя часть нижней губы, постепенно вся губа станет розовой – этот процесс оценивается примерно в полгода здорового образа жизни. Цвет верхней губы придется восстанавливать после этого и может быть даже дольше. На нижних деснах при правильном образе жизни начинает образовываться розовая тонкая полоска, эти изменения можно заметить уже через 2-3 недели. Продолжая придерживаться режима, можно увеличивать розовый цвет на нижней десне до тех пор, пока вся десна не станет розовато-кровавого цвета. Светлый цвет десны показатель того, что человек спит достаточно долго, но ложиться слишком поздно. При нормальной энергетике зубы кажутся короткими, когда энергия падает зубы обнажаются и кажутся длиннее. В конце концов этот процесс приводит к пародонтиту, поскольку корни зубов открыты. Восстанавливая внутреннюю энергию можно вылечить пародонтит, но очистить зубы от камней перед этим необходимо. По ладоням можно определить состояние печени: если кожа лица гладкая и розовая, а кожа ладоней розовая с красноватым оттенком, то печень наполнена грязной ци. Повышение энергии позволяет очистить печень, этот процесс сопровождается ухудшением кожи лица, а ладони приходят в норму: т.е. становятся светлыми, лишь последние фаланги пальцев у ногтей имеют красноватый оттенок. Это показатель того, что печень пришла в норму. Слишком мягкие ладони – показатель снижения ци и крови, при котором энергетика восполняет запасы, используя мышечные ткани. При восстановлении энергии может повышаться уровень сахара в крови, но через некоторое время содержание сахара нормализуется. Слишком жесткие ладони – показатель снижения энергии, при котором «шлаки и токсины» не выводятся из организма. Регенерация тканей замедлена. Внешняя сторона ладони не менее информативна: мягкие вены, набухшие, но лишенные упругости – показатель сахарного диабета. С повышением энергии упругость возвращается. Здоровые вены внешней стороны ладони – упругие и светлые. Сероватый цвет кожи – тоже показатель снижения ци. Информативны и волосы: излишняя седина сообщает о проблемах в области желчного пузыря. Причем, в отличие от традиционной медицины китайская полагает, что ранняя седина свидетельство привычек, в частности лечить простуду медпрепаратами, таким образом «холод» накапливается и выплескивается наружу сединой. В китайской медицине другой подход, в основе которого энергия жизни, в ней нет привычных терминов и способов лечения, однако, если посмотреть на окружающих людей, их привычки, их заболевания и здоровье, то, как ни странно, многое становится более понятным и заставляет задуматься. В трактате «Хуан Ди Нэй-цзин» сказано:

«Энергия неба — есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян, которые порождают все вещества и вещи».

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени не похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной свое переплетение с другими вещами. Мудрецы древнего Китая говорили: «Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца». Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски — Дао. Это путь, по которому идет природа. Дао — изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы — Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.

 

Взаимозависимость Инь и Ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем». Инь и Ян служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: Инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в Ян, и наоборот. При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезенки и т.д.). Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

 

Инь-Ян с позиций человеческого организма.

 

Ян: кожный покров, спина, наружные поверхности конечностей, желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь.

Инь: внутренние органы, грудная и брюшная стенки, внутренние поверхности конечностей, печень, селезенка, сердце, легкие, почки.

Три части туловища — «тройной обогреватель» (они выполняют функцию всасывания, пищеварения и выделения) перикард (сохраняет в себе все существующие в организме ценные вещества).

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции — к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция — это отражение существования структуры и движущая сила ее развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определенной функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушении равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия. В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян. Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян. В традиционной китайской медицине считается, что органы (Ян) функционируют за счет потребления продуктов питания (Инь); при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания (Инь), требует расхода некоторого количества энергии (Ян). В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, — возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам. Инь может превратиться в Ян, а Ян — в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.

В книге «Су-вэнь» говорится:

«Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян… Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод».

Однако Инь не может претерпеть превращения без некоторого количества Ян, а Ян не может подвергнуться превращению без Инь, то есть условием того, что может произойти превращение количества противоположного начала. Это символизирует черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела. Концепция Инь-Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии. В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян-состояниям, а недостаточность — к Инь-состояниям (например, жар — это Ян-состояние, а озноб — Инь-состояние). Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы — Ян-синдромы и Инь-синдромы. Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине — восстановление нарушенного баланса Инь-Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма. Концепция Инь-Ян предполагает рассмотрение любого явления в единстве того, что сейчас называют интегративным подходом. Для китайского врача не существует больного желудка или больных почек, он видит сразу все тело во взаимодействии его частей. Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян — убывает Инь, и наоборот.

 

Китайские врачи выделяют четыре основных типа таких нарушений:

  1. излишек Ян при Инь недостатке;
  2. недостаток Ян при Инь излишке;
  3. излишек Ян и Инь одновременно;
  4. недостаток Ян и Инь одновременно.

Причем в одних органах или частях тела может быть избыток Ян, влекущий за собой соответствующие болезни, а в других — недостаток, также проявляющийся недугами. Поскольку любое заболевание происходит, с точки зрения традиционной китайской медицины, лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая Ян или Инь можно восстановить утраченное здоровье. Но нет абсолютного Инь или абсолютного Ян, в каждом явлении обязательно присутствует и то, и другое. Инь и Ян противоположны лишь по отношению друг к другу. Врачи, применяя на практике эти принципы, широко используют в качестве источников Инь и Ян продукты питания, экстракты растений и трав, в т.ч. биологически активные препараты, ведь, как и все в этом мире, пища тоже бывает Инь и Ян.

Продукты Ян: кукуруза, горчица, имбирь перец красный, редька, банан, груша, финики, репа, сельдерей, чеснок, бобы, чечевица, кунжут, гречиха, пшеница, рис, мед, прополис, кунжутное масло, подсолнечное масло, кукурузное масло, говядина, баранина, курица, кролик, утка, чай черный, яйцо куриное, грецкий орех, лук репчатый, соль, перепелиное яйцо, уксус, полынь.

Продукты Инь: арбуз, виноград, гранат, лимон, мандарин, персик, слива , хурма, картофель, баклажан, зеленый горошек, кабачок, капуста белокачанная, капуста морская, морковь, огурец, петрушка, помидор, шпинат, тыква, арахис, грибы, пшено, свинина, кефир, вода, крахмал, коровье молоко, макароны, рыба судак, зеленый чай, кумыс, сахар, яйцо куриное.

Иньская пища охлаждает, делает тело мягким и вялым. При избытке она порождает усталость, сонливость, бледность, потерю аппетита. Специалисты по макробиотике, советуют не употреблять более двух «иньских» продуктов за один раз, т.к. организму будет тяжело с ними справиться. При длительном избытке пищи Инь наступает подавленность, появляется чувство разбитости, возрастает ранимость. Янские продукты приносят тепло, делают тело более твердым. При избыточном их потреблении появляется напряженность, лихорадочность, раздражительность. Летом, в жару рекомендуется кушать больше иньской, охлаждающей пищи. Зимой же предпочтение следует отдавать согревающей янской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *